«Опять одно и то же»: как формируют плейлист на радиостанциях


Почти к каждому нашему материалу о том, как работают радиостанции (они здесь: 1, 2, 3) можно найти гневные комментарии о том, что современное радио «крутит» одну и ту же музыку, которая повторяется из часа в час, а в перерывах между надоевшими песнями играет раздражающая реклама.

В этом посте расскажем о том, как строится плейлист современной радиостанции и почему авторы комментариев правы, но не совсем.

Фото Camilo Rueda LópezCC

Всё зависит от формата

Формат радиостанции — это такой «камень преткновения», о котором спорят и профессора журналистики, и сами работники эфиров. Кто-то считает, что формат радиостанции — слишком размытое явление, кто-то уверен, что это основа эфирного вещания. Тем не менее, есть классическое деление радиостанций по форматам и именно от того, какого из них придерживается та или иная станция, зависит её контент, в том числе музыкальный.

Итак, форматы радиостанций:

AC (adult contemporary) — считается самым распространённым форматом, в основе плейлиста лежит современная популярная музыка для взрослой аудитории. Как правило, это современные хиты и музыка последних десятилетий.CHR (contemporary hit radio) — горячая ротация современных хитов. Как правило, именно у станций такого формата самые скудные плейлисты. В основном в эфире преобладают чарты (топ-20, топ-40 песен и т.д.), композиции, покинувшие чарт, в эфире не задерживаются.Rock/Jazz/Dance — эти форматы объединяют в себе музыку соответствующих направлений.Easy Listening — здесь играет мягкая, расслабляющая музыка вроде трип-хопа, софт-рока и т.д.Urban — на таких радиостанциях ставят хип-хоп, рэп и r’n’b. Для России это довольно редкий формат, в FM-вещании практически не встречаетсяOldies — музыка прошедших десятилетий, ретро.Gold Hits — как ясно из названия, в эфире звучат золотые хиты всех времён.News/talk — радиостанции разговорного жанра. В эфире как правило больше работы ведущих: аналитика, новости, ток-шоу, беседы, музыка отходит на второй план.
Конечно, существуют и подформаты, например soft AC или AOR (Album-oriented rock), в современном радиовещании практически не остаётся представителей «чистых», классических форматов. Но в основе построения эфира лежат именно перечисленные выше.

Как песни попадают на радио

Теперь, после того, как мы разобрались с форматами, важно понять, как для эфира отбираются песни. На каждой радиостанции есть человек (а чаще несколько), которые выбирают, подходит та или иная композиция для эфира или нет. Это программный директор, продюсер эфира, часто в процессе «отслушки» принимают участие все топы, которые работают с эфиром.

То есть, вопреки распространённому мнению, диджей не может просто так взять, открыть стриминговый сервис и запустить с него песню, которая ему нравится и вроде бы подходит под формат радиостанции, в эфир (хотя самые смелые иногда так делают и часто получают немаленькие штрафы). Каждая композиция проходит строгий отбор и должна быть утверждена. Кроме того, следует помнить о соблюдении авторских прав. Правообладатель должен дать согласие на ротацию песни в эфире радиостанции.

Есть несколько ключевых правил, которые увеличивают шанс песни попасть в эфир (следуют им не все, на каждой станции свои критерии отбора, но соблюдение этих моментов пойдёт в плюс при отборе). Во-первых композиция должна быть «потенциальным хитом» (а это значит, что ни количество скачиваний на самых популярных стриминговых сервисах, ни миллионные просмотры клипа на youtube, ни успешные концертные туры ещё не делают песню «радийной»).

Лучше всего, если песня будет не слишком длинной (не больше 4 минут). Если послушать известные радиостанции, можно пронаблюдать, что даже длинные песни самых легендарных исполнителей «режутся» в конце.

Особенности построения сетки вещания вообще дают больше шансов коротким песням, ими очень удобно «затыкать» дыры между выходом рекламы или новостей и переходом на региональный блок.

В песне не должно быть моментов с полной тишиной, потому что тишина в эфире приводит к микроинфаркту всей радиостанции. Никто не любит долгих инструментальных вступлений, лучше, чтобы вокалист начал петь как можно раньше, а припев пошёл не позже первой минуты песни.

Как выстраивается плейлист

Для этого существует специальное программное обеспечение (например Power Gold). После того, как фонотека отобрана, вся музыка делится на категории. У каждой станции своё деление, но, как правило, это хиты, «золотой фонд», быстрая, медленная, музыка для вечера, музыка для выходного дня, музыка для траура, ночной плейлист и так далее. В программе можно задать правила воспроизведения — например, треки из каких категории могут стоять рядом, а из каких не могут. Для каждой категории можно также задать время суток для ротации, частоту и другие параметры.

Есть ещё несколько негласных правил по поводу сочетаемости песен в эфире: нельзя ставить несколько песен подряд с мужским или женским вокалом (проще говоря, мальчиков разбавляем девочками и наоборот), «музыкальная картинка» должна сочетаться по атмосфере, поэтому утром лучше «бодрить», а вечером, релаксировать, а вот поставленные рядом две песни из этих категорий сильно резанут слух.

А причём здесь то, что на радио играют одни и те же песни?

А теперь, если сопоставить всю эту информацию, «затёртый» плейлист очень легко объяснить. Во-первых, CHR радиостанции (которые чаще всего слушаются молодёжью) не рассчитаны на длительное прослушивание. Из-за жёсткой привязки к хит-парадам плейлист на них довольно скудный, и одни и те же песни можно услышать в рамках двух-трёх часов. Это нормальная практика.

Что касается радиостанций с более богатой фонотекой — даже они однажды становятся скучными для постоянного слушателя, потому что любая новая песня, прежде чем попасть в ротацию и стать постоянным резидентом радиофонотеки, проходит множество проверок и утверждений, в то время, как музыкальный «золотой фонд» радиостанции остаётся неизменным. Вот и получается, что песни начинают повторяться, хотя новые треки всё же попадают в плейлист.

На некоторых радиостанциях практикуется «отслушка» с помощью своей аудитории (кто-то прямо в эфире предлагает выбрать путём голосования, что должно попасть в плейлист, кто-то собирает фокус-группу вне эфира).

И всё же, единственный совет, который можно дать людям, мечтающим о новой музыке в эфире — это сменить волну. Хотя бы на время, а ещё лучше, выбрать для себя несколько радиостанций и переключаться между ними. Желательно расширить формат, пусть это будет, например, CHR, news/talk и jazz.

Кстати, особое внимание следует уделять радиостанциям разговорного формата — из-за того, что музыка там не занимает большую часть эфира, она не так быстро надоедает.

P.S. Дайджест: 30 материалов по теме портативного Hi-Fi.

Оставить комментарий