Как компания Mylan подняла стоимость автоинъекторов EpiPen на 500% и выжала конкурента с рынка


Американская компания Mylan привлекла к себе внимание в мае 2016 года, когда в очередной раз взвинтила цены на жизненно важное лекарственное средство, крайне необходимое людям, страдающим от тяжёлой аллергии: шприц-тюбик ЭпиПен (EpiPen) с эпинефрином (адреналином) — раствором для экстренных внутримышечных инъекций в случае, если у человека начинается анафилактический шок.

Когда EpiPen появился на рынке в 2007 году, аптеки платили менее $100 за набор из двух шприцов-тюбиков. С тех пор цена постоянно росла. В 2009 году она увеличилась до $103,50 (уже тогда граждане начали жаловаться на невозможность купить шприц по такой высокой цене. Но в июле 2013-го цена выросла до $264,50. В мае 2015 года — до $461. Оказалось, что это не предел. В мае 2016 года компания подняла цену для аптек до $608,61. Для конечного покупателя цена пластиковых шприцев составляет минимум $640.
Врачи рекомендуют пациентам носить с собой два автоинъектора с адреналином EpiPen: зелёный на 0,15 мг и жёлтый на 0,3 мг. Второй нужен на всякий случай, если анафилактический шок оказался крайне тяжёлым. Запатентованная конструкция EpiPen позволяет воткнуть шприц и сделать инъекцию лекарства внутримышечно даже в полубессознательном состоянии. Нужно схватить шприц-тюбик, снять синий предохранитель — и просто воткнуть жёлтую крышку иголкой в ногу или руку. Игла автоматически вылезет из крышки и войдёт в тело, а адреналин инъецируется в мышцу.

Несмотря на запатентованную конструкцию (на самом деле там запатентован только отдельный элемент конструкции), у фирмы Mylan были конкуренты. На фотографии изображено несколько автоинъекторов, которые доступны в продаже в США. Крайний слева прямоугольной формы — автоинъектор Auvi-Q от компании Sanofi.

Но в реальности устройства Auvi-Q не настолько популярны, как EpiPen. Более того, доля Auvi-Q на американском рынке даже падает.

В чём же дело?

На этот вопрос должен ответить Федеральный суд Нью-Джерси, который сейчас разбирает иск Sanofi к Mylan по обвинению в нечестной конкуренции с нарушением антимонопольного законодательства.


Хизер Бреш, исполнительный директор компании Mylan

Компания Sanofi вышла на рынок в 2013 году, когда Mylan была практически абсолютным монополистом на рынке. Изначально продавала автоинъекторы по той же цене, что Mylan. И в первое время результаты были обнадёживающими: доля рынка росла. Но затем Mylan одновременно с повышением цен начала применять методы нечестной конкуренции, которые перечислены в исковом заявлении.

1. Большие скидки для аптек на автоинъекторы EpiPen при условии, что аптеки откажутся от закупок автоинъекторов Auvi-Q. Это известная тактика, которую применяла ещё компания Microsoft в борьбе против настольных дистрибутивов Linux, договариваясь о скидках со сборщиками ПК.

2. Предоставление скидок оптовым покупателям (например, школам) тоже при условии, что они откажутся от закупки продуктов конкурентов, в том числе Auvi-Q (см. скриншот из формы сертификации на получение скидки).

3. Дискредитация конкурента среди пользователей и врачей, которые рекомендуют автоинъекторы пациентам с риском тяжёлой аллергии. Раздаточные материалы с агитацией EpiPen напрямую сравнивают его с конкурентом Auvi-Q (в США такое сравнение разрешено законом), и в этой листовке Auvi-Q выставляется как «неодобренное» и «нерекомендуемое» средство.

4. Предоставление «беспрецедентных» скидок коммерческим страховым компаниям, фармацевтическим менеджерам и государственным агентствам Medicaid (все они являются так называемыми «третьими плательщиками», то есть посторонними лицами, которые оплачивают стоимость лекарственного средства в пользу пациента). Все эти скидки предоставлялись на тех же условиях — отказ от возмещения стоимости Auvi-Q по условиям их страховых программ.

Sanofi отмечает, что скидки Mylan выросли с менее 10% до 30% и выше. В результате такой политики для Sanofi было закрыто более 50% американского рынка. Вскоре после введения в действие скидок в декабре 2013 года доля Sanofi на американском рынке упала с почти 13% до 8%, а потом до 7%. Для сравнения, пострадавшая компания приводит статистику на рынке Канады, где Mylan не имела возможности применения такого монопольного воздействия в силу особенностей местного законодательства. Там никакого падения рыночной доли у конкурента не отмечено: она составляет не 7%, а почти 25%.

Правда, сейчас для обычного американского пациента автоинъектор Auvi-Q вряд ли покажется выгодной покупкой. Изначально он продавался по цене около $500, как EpiPen, но затем устройство выкупила другая фармацевтическая компания Kaléo, которая повысила его стоимость до $4500! По такой цене автоинъектор Auvi-Q и продаётся сейчас. Kaléo уверяет, что покупателям не о чем беспокоиться: страховые компании всё компенсируют.

Похоже, стоимость медицинских услуг в США очень сильно завышена. Без страховки там не выживешь. Одна надежда на самодельные автоинъекторы, которые можно собрать своими руками. В реальности конструкция EpiPen довольно простая, и большинство деталей можно распечатать на 3D-принтере.

Не совсем понятно, за что здесь платить $640, а тем более $4500.

Оставить комментарий